Беларусь наряду с Люксембургом относится к числу наименее известных стран Европы. Люксембург – излюбленное направление для пожилых любителей порядка с Запада; Беларусь – то же самое для русских. Обе страны предлагают то же количество возможностей повеселиться.
Беларусь – это как путешествие в машине времени – не слишком далеко, но уж точно лет на тридцать назад. Ситуация напоминает социалистическую Восточную Германию или Чехословакию 80-х. Большинство белорусов отличаются немецкой правильностью и любовью к порядку и сдержаны и замкнуты как чехи. Общество не четко поделено на классы, а социальные различия больше напоминают группы детей, которые не разговаривают друг с другом.
Интеллигенция, художники и образованные люди потихоньку исчезают. Некоторые уже покинули страну, и многие готовятся к отъезду. Оппозиция во всех смыслах слова безнадежна. Только те, кто никогда не вел себя плохо, могут чувствовать себя в безопасности в Беларуси.
В Беларуси современное искусство, или что-либо, что имеет неоднозначное толкование, не разрешено. Малевич и Лукашенко – призраки и вдохновители белорусского искусства. Малевич — величайший уже покойный современный художник. Лукашенко – последний ныне живущий европейский диктатор. Оба оставляют глубокую колею на своем пути, в которую легко упасть идущим следом.
В отличие от Фукуямы, большинство белорусских художников думает, что история остановилась со смертью Малевича. Они любят историю искусства и любят посмеяться над ней в своих работах или использовать ее самыми разными способами. Белорусский народ имеет странные, нездоровые взаимоотношения с Лукашенко, в которых есть не выраженная явно сексуальная основа. Будем надеяться, что когда это мазохистское отклонение от нормы пройдет, его дворец будет превращен в галерею современного искусства, как это случилось с дворцом Чаушеску в Румынии.
Из-за сложностей в подтверждении информации за последние десять лет пресса создала множество клише о Беларуси. Для иностранца тяжело даже попасть туда, не говоря уже о том, чтобы узнать что-то, находясь там.
Иван Мечл
Слово редактора.
Чешский журнал об искусстве Umelec
auldnick, maryjka_ и прочая интеллигенция — в студию!